"В пути"

Путеводитель по городам России

Путешествуйте с нами!

Дмитриевский собор

В 12 веке захудалые прежде северные земли Руси начали всерьез обрабатываться и отстраиваться. Поднялся стольный град Владимир, в котором день и ночь строились важные для государства постройки. Всеволод Большое Гнездо, собравший в единый кулак всю мощь Владимиро-Суздальского княжества, повелел возвести для себя небольшую церковь неподалеку от Успенского собора.

В те годы князья имели два имени: полученное при рождении и данное при крещении. Крестили Всеволода именем Дмитрий. В 1194-1197 годах в городе Владимире была воздвигнута белокаменная церковь во славу небесного покровителя Всеволода Большое Гнездо – Дмитрия Солунского.

На русской земле издревле чтили святого Дмитрия – покровителя всех воинов. Талантливый полководец жил и занимал должность проконсула в городе Фессалоники (Солунь, современное название Салоники). В те времена проконсул должен был не только управлять городом и защищать его стены от нападений, но и истреблять христианство, как религию. Однако Дмитрий разгневал императора Галерия именно тем, что проповедовал запрещенную веру. Его бросили в тюрьму, где закололи копьями, а труп бросили на растерзание зверям. Однако животные не тронули тело, и христиане Фессалоник устроили погребение. Позже, когда в город приехал христианский император Константин, была возведена церковь в память о великомученике Дмитрии. Она стоит и по сей день, и в ней хранятся мощи святого. А тогда, через 8 веков после смерти Дмитрия, в Фессалоники приехал Всеволод Большое Гнездо и выбрал для своей церкви некоторые реликвии. Это был кусочек одежд великомученика, пропитанный его кровью, а также икона Дмитрия, написанная, по легенде, на доске из его гроба. Так Дмитриевский собор стал реликварием Святого Дмитрия Солунского.

Храм строился руками русских зодчих, которые с любовью поднимали тяжелые белокаменные стены, выводили полукруглые апсиды и формировали здание с четырьмя столпами. Его вершиной являлся пологий купол с ажурным крестом. Отделкой величественного и сурового на вид собора занимались греческие и владимирские резчики. Это наложило отпечаток на вид здания. В нем преимуществом владеют элементы, встречающиеся в оформлении западных базилик, а не православных храмов. Резьба, накрывающая храм, словно ажурным платком, по праву называлась в веках «ковром из каменных узоров» или «поэмой в камне». А ведь если бы чувство гармонии хоть на миг отказало мастерам, и они бы не смогли остановиться ровно в тот миг, в каком и дошел до нас храм, та насыщенность росписей и резьбы стала бы чрезмерной и потеряла бы свою самобытность и красоту.

Все стены собора поделены на три яруса. Нижний ярус лишен украшений, и его гладкие стены оттеняются лишь порталами с резьбой. Это не случайно, так как ранее он был закрыт галереями, которые располагались по трем сторонам храма. С главного фасада по краям галерей располагались покрытые резьбой лестничные башни, напоминающие башни Софийского собора. Средний ярус, словно в противовес насыщен вырезанными в камне картинами, и представлен аркатурным поясом с орнаментом. Верхний ярус с высокими окнами, а также барабан купола сплошь покрыты тончайшей резьбой, которая на расстоянии выглядит тонким кружевом.

Стены храма словно дышат и рассказывают путникам историю мира. На них изображены картины со святыми и псалмопевцами. По ним скачут всадники и живут своей жизнью мифические и реальные существа. Язычество тесно переплетается с христианскими мотивами, и вместе они создают поистине уникальную картину. Аллегория во всем, даже в основном сюжете, изображенном на храме. Резчики спели каменную песню своему князю, сравнив его с царем Давидом. Тот изображен в виде музыканта, которого слушают птицы и звери. Голуби и львы несут в себе смысл неба и земли, поэтому царь Давид является посланником Бога на земле. Он хранит государство, в которое пришел. Он хранит Святую Русь. На среднем ярусе собора высечены в камне и святые, в том числе Борис и Глеб.

На северном фасаде здания, на одной из закомар изображен властелин, сидящий на троне и держащий на коленях младенца. Это сам основатель храма, князь Всеволод Большое Гнездо со своим новорожденным сыном. Рядом находятся фигуры старших детей. Все фигуры разделены колонками аркатурного пояса. Резьба на колонках удивительная по своей красоте, отчего камень больше напоминает толстый шнур, завершением которого служат фигуры различных фантастических существ.

Южный фасад сохранил следы композиции «Вознесение Александра Македонского на небо». Удивительная инсталляция, характерная для средних веков. Сюжет обыгрывался множество раз на самых разных храмах и церквях. В Венеции на Сан-Марко, во Фрейбурге на стенах собора, в Юрьеве-Польском на стенах Георгиевского собора. Дмитриевский собор показывает, как сидящего в плетеном коробе царя несут на своих спинах два грифона. В руках Александра два львенка, это приманка для грифонов, которые тянутся к ней и увлекают царя все выше и выше в поднебесье.

По поводу храмовой резьбы было много споров. Озвучивались мнения, говорящие о слишком жестоком изображении на стенах святого жилища. Многочисленные чудовища, всадники и сцены борьбы занимают едва ли не большую часть стен собора. Но духовные тексты сами опровергают эту версию. Храм показывает весь мир, существование которого соткано из противоречий. Любовь и слава тесно переплетается с кровью и войной. И сверху на эти противоречия смотрит Бог, который мудростью своей объединяет и псалмопевцев, и воинов.

Внутри собор выглядит гораздо скромнее, чем снаружи. Да и трудно представить себе убранство, которое бы смогло затмить каменную песню внешних стен. Но строители тех лет четко понимали, чего нужно было добиться. Невеликий с виду храм строился, в первую очередь, для княжеской семьи, а не для большого количества прихожан. И потому внешняя красота сменяется внутри торжественной строгостью и аскетичностью. Это настоящий Дом молитвы, в котором много света и тишины, и так было сделано по задумке зодчих, и их идея удалась.

Самой большой потерей для Дмитриевского собора стала перевозка святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор Москвы. Это случилось в 1380 году по приказу московского князя Дмитрия Ивановича. Во времена царствования Ивана Грозного к собору было сделано несколько пристроек (галерей) из белого камня. На севере поднялся придел в честь Святителя Николая, а на юге – придел в честь усекновения головы Иоанна Предтечи. На западе находилась паперть.

Возможно, в первые годы существования Дмитриевского собора на его внутренних стенах и существовала роспись, от которой захватывало дух, но, увы, до наших дней она не дошла. Уже в 1843 году, после многочисленных разорений и пожарищ остатки фресок были сбиты, а их место заняла новая роспись масляными красками. Это предшествовало посещение города Владимира в 1834 году императором Николаем I, который заметил ужасный вид и ветхость святого храма. Он повелел провести восстановительные работы, а также убрать галереи, окружавшие собор с трех сторон.

В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин возвел рядом с храмом небольшую звонницу со сторожкой. Внутри находилась духовая печь, от которой в собор шли трубы с теплым воздухом. Таким образом, собор начал отапливаться, что позволило вести в нем службы круглогодично.

Из первоначальной идеи внутреннего убранства до наших дней дошел лишь небольшой фрагмент фрески 12 века, выполненной греческим художником и его русским помощником. Роспись называлась «Страшный суд». Ее остатки были найдены под сводами хора Всероссийской реставрационной комиссией под руководством И. Э. Грабаря в 1918 году. В центральном своде видны изображения 12 фигур апостолов-судей на престолах, а также лики ангелов позади них. На малом своде под хорами хорошо сохранились некоторые сцены рая: Богоматерь на престоле, ведущий в рай святых жен апостол Петр, трубящие ангелы, праотцы Авраам, Иаков и Исаак и «Лоно Авраамово», а также благоразумный разбойник. Фрески выполнены в теплых и нежных полутонах, синевато-серых, желтовато-зеленых, голубых. Благодаря мастерству иконописцев фреска совершила настоящий переворот в представлении о традиционной византийской росписи 12 века. Лики святых изображены очень ярко и реалистично, все лица имеют сугубо индивидуальные черты. Их красота строга и лаконична, и словно завершает весь облик внутреннего убранства древнего храма.

В 1919 году собор, как и большинство святых домов России, был закрыт для богослужений, и передан в подчинение Владимирского музея. Состояние его с каждым годом ухудшалось. Портился белый камень, разрушались конструкции, гибли уникальные росписи внутри собора. Лишь в 1937 году начался очередной ремонт. Однако лишь многочисленные укрепления конструкций под руководством архитектора А.В. Столетова в 1941 году, а также в 1948-1952 годах позволило вывести Дмитриевский собор из аварийного состояния. Но только в конце 20 века был проведен целый спектр работ по спасению уникального здания. Заменили крест на куполе, покрыли рельеф стен и белый камень защитной пластической смесью, устроили водосточные трубы. Но самое главное – установление микроклимата, без которого бесценные реликвии могли попросту погибнуть.

Благодаря своей проникновенной красоте, глубокому смыслу резьбы, а также уникальному состоянию души, Дмитриевский собор по праву нашел свое место среди других памятников искусства. В 1992 году он был включен в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время службы не проходят в Дмитровском соборе, он является частью государственного музея-заповедника.

В соборе вы можете увидеть: копии "Доски гробной" и ковчежца с "сорочкой", старый крест, снятый с купола в 2002 году, надгробие графа Воронцова с фигурами плакальщицы и мальчика, изготовленными из мрамора. Посетители так же могут увидеть фрагменты фресковой живописи и аудиовизуальную программу, которая рассказывает об особенностях архитектуры Дмитриевского собора.

Адрес: Владимир, ул.Большая Московская, 60

Телефон: (4922) 32-42-63, 8-910-770-57-88

Время работы:

Зима (с 1 ноября) - пн, чт с 10-16; ср, пт, сб, вс с 10-17
Лето: - пн, чт с 11-17; ср, пт, сб, вс с 11-18
Вторник, последняя среда месяца выходной

Официальный сайт: www.vladmuseum.ru

 
 
Войти Регистрация

Вход на сайт

Логин
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация на сайте

Поля отмеченные (*) обязательны для заполнения.
Имя
Логин
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *