Дворец Топканы. Стамбул

Топкапы́ — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Сегодня дворец Топкапы - первосходный музей, в залах которого живописно размещено то, что являло собой богатство и великолепие Османской империи.

Ни один дворец в мире не может похвастаться столь сказочным расположением - на мысе, который называют Дворцовым, вклинившимся между проливами Босфор и бухтой Золотой Рог, на одном из семи холмов Стамбула. 

История Дворца

Султанский дворец Топкапы начали возводить в 1463 году при правлении Мехмеда Завоевателя — прославленного османского падишаха, которому удалось подчинить неприступный Константинополь. Местом для будущей знатной резиденции послужил мыс Сарайбурну, где когда-то возвышался византийский императорский замок, но к 15 веку он был практически разрушен, и от него осталась лишь церковь Святой Ирины. «Топкапы» переводится как «Пушечные ворота» - каждый раз, когда султан покидал свою резиденцию, должен был раздаваться пушечный выстрел.

Изначально дворец использовался султанами для проведения официальных заседаний и приема иностранных гостей. Женщины и дети в тот период на территории резиденции не проживали. Но уже в 16 веке во времена правления Сулеймана I Великолепного замок претерпел большие изменения. По просьбе своей жены Роксоланы (Хюррем), которая хотела жить как можно ближе к мужу, падишах отдает приказ перенести гарем в дворец Топкапы.

Вплоть до середины 19 века сооружение служило официальным местопребыванием османских правителей. В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. Все изменилось в 1842 году, когда султан Абдул Мержид I, удрученный средневековыми интерьерами Топкапы, распорядился построить новый замок в стиле барокко, способный конкурировать с именитыми европейскими дворцами. Новая резиденция получила название Долмабахче, ее строительство было завершено в 1853 году, и именно тогда Топкапы утратил свое былое значение.

После падения Османской империи президент Турецкой республики Ататюрк присваивает Топкапы статус музея (1924 год). И сегодня этот исторический комплекс ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье).

 Устройство и архитектура дворца

Дворец Топкапы в Стамбуле занимает невероятную площадь в 700 тысяч кв. метров, что делает его одним из самых крупных музеев в мире. В состав комплекса входит четыре двора.

Первый двор

В первый двор, Двор янычар, ведут главные ворота — Ворота повелителя, или Имперские врата (Баб-ы Хюмаюн). Они имеют прямоугольную форму и два этажа. Через мраморные Ворота Повелителя въезжали в резиденцию турецкие султаны, и именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя-Софию.

Внутренняя и внешняя сторона соединены сводом, который напоминает о воротах замков Средневековья. 

 Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили пятничные намазы. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. Особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.

Вход в первый двор отмечен изящным фонтаном, созданным в стиле турецкого рококо в правление Ахмеда III. Фонтан снабжен пятью небольшими купалами и нишами в стиле михраба. Построенный в 1728 г., он стал самым красивым и совершенным фонтаном времен Османской империи. Во время конфиденциальных встреч с официальными лицами и вельможами султан приказывал включать фонтаны, чтобы никто не мог подслушать разговор.

005

Этот двор самый крупный. Его площадь занимали служебные и подсобные помещения, монетный двор, фонтан и церковь Святой Ирины. 

Второй двор

Вход во второй двор отмечен двумя величественными восьмиуголными башнями. Второй двор закрывают Ворота приветствия, или Срединные врата (Баб-ус-селям). Их арочный каменный свод выполнен в классическом архитектурном стиле Османской империи.

Во втором дворе находится здание государственного совета — дивана, которое первоначально было деревянным. В заседании Дивана принимали участие визири, но сам османский падишах в зале отсутствовал. Султан следил за советом из Башни Правосудия, и если он был не согласен с решением чиновников, то закрывал окно, тем самым прерывая собрание и созывая к себе всех министров

Башня правосудия, или башня Адалет, построенная в середине XV века, в следующем веке была реконструирована и расширена. В начале XIX века усовершенствовали фонарь башни, в результате чего обзор с неё улучшился. Башня — символ Топкапы, так как хорошо заметна из города и со стороны моря.

006

Во втором дворе также располагались казна, здание Внешнего казначейства, постройки для прислуги, кухни, конюшни, хаммам, мечеть и вход в гарем.

Мечеть Бешир Ага и хаммам в неоклассическом стиле построены в середине XVIII века. Стены мечети с одним минаретом имеют полосатую кладку из рыжего и белого кирпича. Внутри — реконструкция в стиле раннего барокко, есть мраморный алтарь. К южному крылу мечети присоединён хаммам, который имеет два купола.

Дворцовые кухни занимают огромную площадь, их строения выделяются на общем фоне из-за высоких труб на крышах. На главной кухне готовили еду для султана и гарема. В части, где готовили сладости, были отдельные комнаты: шербета и джема, десертов и конфет.

Третий двор

В третий двор можно попасть через Ворота счастья (Баб-ус-саадет). Султан пользовался ими только по особым случаям. В торжественные дни правитель садился на трон, который устанавливали перед воротами, и все вокруг выражали султану уважение. В остальное время врата были закрыты, даже самым высокопоставленным чинам попасть через них во внутренние покои правителя было очень сложно. Ворота сочетают в себе стиль рококо, барокко и ампир.

В третьем дворе располагался сам гарем, состоящий из четырёх секций: первая отводилась евнухам, вторая – наложницам, третья – матери падишаха, а четвертая – самому турецкому правителю. В общей сложности здесь насчитывается до 300 комнат, имеется несколько бань, две мечети и женский госпиталь. Многие комнаты достаточно малы и просты в интерьере, чего не скажешь об именитых покоях Хюррем.

Также в третьем дворе находилась тюрьма — кафес, где жили взаперти потенциальные наследники престола, и эндерун, то есть внутренние покои. В разных комнатах эндеруна размещалась дворцовая школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров.

Двор эндерун был сконструирован так, что личные покои султана располагались выше остальных строений, при этом покои правителя находились в самом центре, их окружали помещения, которые использовали ученики школы.

Государственные дела султан вёл из Тронного зала, или Зала аудиенций, который расположен сразу за воротами. Верхняя часть трона покрыта лаком и драгоценными камнями, украшена цветочными мотивами и изображением дракона, который сражается с фантастической птицей симургом, что символизирует храбрость.

Библиотека в этом дворе была построена в 1719 году по указу Ахмеда III на благо учеников дворцовой школы. Центральное помещение библиотеки имеет крышу с куполом, фасад отделан мрамором. Внутри здание украшено керамикой XVI века. Купол и своды отделаны штукатуркой malakâri, характеризующей эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни выполнены из слоновой кости, на книжных стеллажах — серебряная отделка.

Другие важные здания третьего двора: Палата сокровищ, где хранились все драгоценности правителя; Сокровищница Эндерун с дворцовыми сокровищами; Тайный павильон — личный особняк турецких султанов с оригинальным дизайном плитки XVI века; самая крупная дворцовая мечеть Агалар, где молились султаны, их жёны, оруженосцы.

Четвёртый двор

В четвёртом дворе расположился султанский сад, где правители в своё время могли побыть в одиночестве: павильоны Реван, Софа и Багдад, мечеть Софа, башня Башлала, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.

Зал обрезаний изначально задумывался как летний павильон, но вскоре начал использоваться для проведения церемонии обрезания принцев. Фасад здания покрыт голубой и белой плиткой. Из этого павильона открывается вид на район Стамбула — Галату.

Самое современное здание во всём Топкапы — Павильон медицины, построенный в 1859 году. Примечательно, что проектировал его Саркис Балаян — архитектор дворца Долмабахче, куда вскоре перешли все государственные дела.

Одежда султанов хранилась в отдельном здании — Гардеробной. Это единственное строение в дворцовом комплексе Топкапы, которое не меняло своего названия за всё время существования.

История любви султана Сулеймана и Роксаланы

Весь мир знает Роксолану как личность, сломавшую все стереотипы о женщине в исламском обществе. И несмотря на то, что ее образ почти пол тысячелетия так популярен, не существует единственно верной и бесспорной мысли ни о ее характере, ни о внешности. Есть только одни предположения - чем простая пленница могла покорить сердце одного из самых могучих правителей Османской империи Сулеймана I Великолепного. Уж очень много темных пятен таит ее биография. Видимо поэтому все ее портреты, написанные художниками в те времена, так противоречивы.

Хюррем Хасеки-султан - так ее называли в Османской империи, в Европе ее знали под именем Роксолана. Настоящее же имя достоверно неизвестно. Но, опираясь на литературные традиции и на основную версию, она родилась в небольшом городке Рогатин, что на Западной Украине. И поскольку в те времена та территория находилась под поляками, Роксолану нередко называли полькой. Однако по официальным данным, она была по национальности украинкой.

hurrem-sultan-1

А своим именем, вошедшем на века в историю, она обязана послу римской империи Де Бусбеку, назвавшем её в своих отчетах "Роксоланой", имея в виду распространенное в конце 16 столетия название тех мест, откуда султанша была родом — Роксолания. Имя «Роксолана» звучало как «Рюсса», «Росса», «Россана».

А самая популярная версия гласит, что приблизительно в 1520 году во время очередного набега татар 15-летнюю Анастисию Лисовскую взяли в плен, увезли в Крым, а оттуда переправили в Стамбул. Там и приметил ладную девушку визирь Ибрагим-паша, который и подарил ее Сулейману I.

Именно с того времени и начнется ее величественная биография. За Анастасией в гареме закрепилось имя "Хюррем", что означало "веселая". И за очень короткое время из обычной наложницы, она станет любимой женой Сулеймана I Великолепного, который ее боготворил, посвящал в свои государственные дела и писал для нее свои стихи.

Ради возлюбленной он сделает то, что никто и никогда из султанов до него не делал: свяжет себя узами официального брака с наложницей. Для этого Роксолана примет ислам и, став главной женой, будет около сорока лет влиятельной персоной в Османской империи. 

Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настаивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом — канун. Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна.

edaf0c7df7313fb55e5818472424fabd

Справедливости ради нужно отметить, что никто и никогда не описывал Роксолану, как какую-то очень красивую женщину, она обладала привлекательной внешностью - не более того. Чем же тогда приворожила славянская девушка турецкого султана? Сулейман Великолепный любил волевых, умных, чувственных и образованных женщин. А ума и мудрости ей было не занимать.

Именно этим объясняется тот факт, что Роксолане удалось влюбить в себя молодого султана так легко и стать владычицей его сердца. К тому же, будучи весьма образованной женщиной, она отлично разбиралась в искусстве и политике, поэтому Сулейман вопреки всем обычаям ислама позволил ей присутствовать на совете дивана, на переговорах дипломатических послов. К слову, Сулейман Великолепный был величайшим султаном из династии Османов, и при его правлении империя достигла апогея своего развития.

Специально для нее султан ввел новый титул при своем дворе - хасеки. И с 1534 года Роксолана станет хозяйкой дворца и главным политическим советником Сулеймана. Ей приходилось самостоятельно принимать послов, вести переписку с влиятельными политиками европейских государств, заниматься благотворительностью и строительством, покровительствовать мастерам искусства. А когда супругам приходилось разлучаться на некоторое время, они переписывались красивыми стихами на арабском и персидском языках.

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной.

У Роксоланы с Сулейманом родилось пятеро детей – четыре сына и дочка. Однако, из сыновей пережил Сулеймана Великолепного лишь один – Селим. Двое погибли в процессе кровавой борьбы за трон, третий - умер во младенчестве.

За сорок лет брака Хюррем удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. При этом были задушены два младших сына Роксоланы. По некоторым источникам именно ее обвиняют в причастности к этим убийствам – якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Хотя достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, по ее приказу были разысканы и убиты.

Говорят, что даже мать султана была потрясена теми жесткими методами, благодаря которым завоевывала себе власть Роксолана. Биография этой необыкновенной женщины свидетельствует, что ее боялись и за пределами дворца. Сотни неугодных ей персон быстро погибали в руках палачей.

Роксолану можно было понять, живя в постоянном страхе, что в любой момент султан может увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а старую жену приказать казнить. В гареме было заведено неугодную жену или наложницу живьем сажать в кожаный мешок с ядовитой змеей и разъяренной кошкой, а затем, привязав камень сбрасывать в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.

Время шло, но Роксолана и дальше оставалась для Сулеймана самой лучшей: чем дальше – тем сильнее он ее любил. Когда ей было уже под 50, посол из Венеции писал о ней: «Для его величества султана это настолько любимая жена, что – поговаривают, - после того как он ее узнал, больше уже не захотел знать ни одной женщины. А этого не делал еще ни одни из его предшественников, так как у турков есть обычай менять женщин».

К счастью, не только коварство и холодный расчет прославили Хюррем-султан. Она успела сделать многое для процветания Стамбула: построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, а также открыла бесплатную кухню для нищих, наладила контакты со многими европейскими странами.

На 55 году жизни биография влиятельнейшей женщины обрывается. Роксолана была похоронена со всеми почестями, которых не знала ни одна женщина ислама. После ее смерти султан до последних дней даже не думал о других женщинах. Хюррем оставалась его единственной возлюбленной. Ведь он в свое время ради нее распустил свой гарем.

Султан Сулейман умер в 1566 году, пережив свою супругу всего на восемь лет. Их гробницы и по сегодняшний день стоят рядом, возле мечети Сулеймана. Стоит отметить, что за 1000-летнюю историю Османского государства такой чести была удостоена только одна женщина - Роксолана.

После смерти султана трон занял любимый сын Хюррем-султан Селим. Во время его восьмилетнего правления начался упадок империи. Вопреки Корану он любил «принять на грудь», поэтому и остался в истории под именем Селим-Пьяница. К счастью, Роксолана до этого не дожила.

Гарем Османского султана

Гарем, харим, сераль, зенана, пурдах – это слова-синонимы, которые означают «то, что запрещено». Так назывались комнаты в доме, куда нельзя было входить никому, кроме хозяина, его сыновей и специальной прислуги.

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе). В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Девочек искали по всему свету. Особенно ценились черкешенки (так называли всех красавиц с Северного Кавказа) и славянки. Самой известной славянкой была Роксолана – наложница, а затем любимая жена Сулеймана Великолепного. Много было молодых женщин из Африки. Девушка любой национальности могла оказаться в султанском серале. Француженка Эме де Ривери – кузина будущей жены Наполеона Бонапарта Жозефины Богарне – большую часть жизни тоже провела в гареме. В 1784 году она плыла на корабле из Франции на остров Мартиника и была захвачена алжирскими пиратами, которые продали девушку на невольничьем рынке. Ей повезло: она вскоре стала женой султана и родила ему сына, который стал правителем.

Всех девушек обращали в ислам и учили турецкому языку. Но не все были покорны.

Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат.

Через два года девушку ждал экзамен, который принимала сама Валиде-султан — мать царствующего султана, первый человек в гареме.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого её отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых — икбал. После рождения ребенка она получала статус жены султана - "кадын". Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены были обязаны целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от её происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Если же гёзде или икбал беременели и приносили султану сына или дочь, они становились кадинами (kadin — женщина, мать), небожительницами гарема, ну, а самым счастливым выпадала честь стать султанскими женами — кадин-эфенди. Жен у султана было четыре, больше не позволяли законы шариата (количество рабынь не ограничивалось). Но с точки зрения мусульманского права, статус кадин-эфенди отличался от статуса замужних женщин, обладавших личной свободой.

Одалисок обычно заставляли предохраняться от беременности, используя гомеопатические мази и отвары. Но, конечно, такая защита была недостаточно эффективной. Поэтому в задней половине дворца Топкапы всегда раздавался щебет детских голосов. С дочками было все просто. Они получали хорошее образование и выдавались замуж за высших чиновников.

А вот мальчики — шах-заде — были не только источником материнской радости. Дело в том, что каждому шах-заде, не важно, был ли он рожден от жены или наложницы, принадлежало право претендовать на престол. Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье. Но на деле были возможны разные варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями (и их союзницами), грезящими, что они когда-нибудь смогут получить титул валиде-султан. Говоря о положении шах-заде, необходимо затронуть тему братоубийства, которая в Османской империи приобрела крайне специфичный характер. Дело в том, что до 1607 года в империи не было ясного закона о престолонаследии. Дело решалось спортивно: султаном становился тот из принцев, кто первым успевал добраться до дворца, сменить стражу и завладеть сокровищницей. Тут, однако, всякий спорт кончался, и начиналось кровопролитие: родственники везунчика редко когда смирялись с поражением. Поскольку родни всегда хватало (у Мурада III, к примеру, было больше сотни детей), междоусобицы могли длиться бесконечно и угрожали самому существованию династии. Мехмед Завоеватель нашёл простой до гениальности выход: изданный им указ не только разрешал, но и предписывал новому султану истреблять всех родственников мужского пола. Сам Мехмед казнил двоих братьев, его внук Селим Грозный – двоих братьев, троих сыновей и четверых племянников – и так далее. Со временем выработались определённые правила: поскольку кровь османов считалась священной и проливать её было нельзя, придумали душить бедных принцев специальным зелёным шёлковым платком. В деле появилась какая-то жуткая обыденность: когда по приказу Мехмеда III в 1597 году одного за другим убивали 19 его братьев, самый младший спросил: «А можно я последний? Я каштаны только доем». Этот кошмар продолжался до начала XVII века. Потом закон смягчился, и несчастных братьев султана стали не убивать, а с восьми лет запирать в специальном отделении гарема – «клетке». С этого момента они могли общаться только со слугами и учителями. Родителей им доводилось видеть лишь в самых исключительных случаях — на больших торжествах. Они получали хорошее образование в так называемой «Школе принцев», где их учили письму, чтению и толкованию Корана, математике, истории, географии, а в XIX веке ещё французскому языку, танцам и музыке. После завершения курса наук и наступления совершеннолетия шах-заде меняли прислугу: теперь рабы, обслуживающие и охраняющие их, заменялись на глухонемых. Такими же были и одалиски, скрашивающие их ночи. Но они не только не могли слышать и говорить, у них были удалены яичники и матка, дабы не допускать появления в гареме незаконнорожденных детей. Таким образом, шах-заде были звеном, соединявшим гаремную жизнь со сферой большой политики, превращая мать, жен и наложниц султана в самостоятельную силу, оказывающую прямое влияние на государственные дела.

Особую политическую значимость гарем получил во второй половине XVI — середине XVII веков — эпоху, названную «женским султанатом». Её начало связывают с личностью Роксоланы. В большинстве случаев первую роль в гаремных интригах играли не жены, а матери султанов. Как, например, гречанка Кёсем-султан, мать Мурада IV и Ибрагима I, или привезенная из России Турхан-султан, мать Мехмеда IV. В малолетство последнего между Кёсем-султан и Турхан-султан разыгралась нешуточная борьба за власть в гареме, из которой русская вышла победительницей. В последствии она отменила указ Мехмеда II о необходимости убийства султанских братьев.

После этого Турецкая империя просуществовала ещё 252 года. Будут сменяться султаны и визири, валиде-султанши и кадин-эфенди, но строй гаремной жизни почти не изменится. В 1918 году в стране началась революция, была провозглашена республика, а многоженство запрещено. Последний султан Мехмед VI в 1922 году, бросив гарем, покинул страну на английском корабле. Судьба большинства последних обитателей сераля сложилась драматично: не приспособленные к жизни во внешнем мире, они окончили свои годы в бедности и печали.

Дальнейшая участь наложниц и конец эпохи евнухов

Наложницы, в буквальном смысле, с упразднением гарема лишались "крыши над головой". Девушки могли вернуться в семью, но родители, которые часто сами бедствовали, не могли пустить ребенка обратно. Кто-то отказывался от дочери, бывшей наложницы, потому что им было стыдно. Так многие девушки начинали заниматься проституцией или проводили жизнь в нищете.

Кому-то везло. Они возвращались в семью и даже находили достойную работу или выходили замуж. А кто-то и вовсе уезжал в Европу и начинал новую жизнь, если были средства для этого.

Если у наложниц после распада гарема страдала только репутация, то у евнухов положение было еще хуже. Новое правительство пыталось разработать какие-то социальные проекты по поддержке бывших жителей гарема, но все было безуспешно. Сами евнухи даже объединялись в профсоюзы и требовали у властей моральную компенсацию или помощь в трудоустройстве, однако и это было бесполезно. Евнухи никому не были нужны. Эти мужчины даже не могли создать полноценную семью, найти работу. Бывших жителей гарема все сторонились. Турецкое общество просто хотело забыть о таком пережитке прошлого, как гарем, наложницы и евнухи.

 Адрес: Турция, Стамбул, Фатих, Джанкуртаран, площадь Султанахмет

 

 

Войти Регистрация

Вход на сайт

Логин
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация на сайте

Поля отмеченные (*) обязательны для заполнения.
Имя
Логин
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *